Приобщение детей к музыке и развитие музыкальных способностей начинается в самом раннем возрасте, поэтому функция первых музыкальных педагогов лежит на родителях. Чтобы приобщить детей к музыке, необходимо знать основы музыкального воспитания.
Врождённые задатки во многом определяют музыкальное развитие ребёнка, важное значение имеет и образ жизни семьи. Те родители, которые понимают, какую радость приносит классическая музыка, стараются помочь ребенку развить его способности. В других семьях считают занятия музыкой непрактичными, относятся к ней как к развлечению, прослушивая только «лёгкие» современные мелодии.
Музыкальное воспитание необходимо ребёнку прежде всего для его гармоничного развития: известно, такие дети лучше успевают в учёбе, растут более чуткими и внимательными к окружающему миру.
В семье есть все условия для применения разных видов музыкальной деятельности:
Восприятие. Современные средства позволяют прослушивать музыку дома в хорошем качестве и профессиональном исполнении.
Исполнительство. Ребёнок способен и без всяких занятий усваивать песни, но игра на фортепиано, например, требует профессионального подхода. Вполне доступны музыкальные игрушки, от флейт и ксилофонов до детских синтезаторов. Чтобы ребёнок не относился к ним как к обычному развлечению, нужно ему помочь: подобрать мелодию, показать простые приёмы игры.
Музыкальное творчество. Этим видом деятельности обычно занимаются только в семьях музыкантов, но и сами дети часто импровизируют на музыкальных инструментах, напевают куклам колыбельные или марш, играя в солдатики.
Музыкально-образовательная деятельность. В основном дети занимаются этим видом деятельности самостоятельно, бессистемно. Система возможна только при обучении игре на музыкальном инструменте.
Так или иначе, в любой семье ребёнок получает музыкальное образование разного уровня, и это должен учитывать музыкальный педагог, занимающийся с тем или иным ребёнком.
Родители, заботящиеся о музыкальном воспитании ребёнка, должны ставить перед собой те же задачи, что и в дошкольном учреждении: обогащение духовности ребёнка, развитие творческих способностей, содействие общему развитию ребёнка через понимание музыки.
Музыкально одаренного ребёнка уже в раннем детстве необходимо подготовить для будущего профессионального обучения. Для этого родители посещают с детьми театры и концерты, отдают на детские музыкальные занятия или обучают дома. При этом надо помнить, что вкус воспитывается только на шедеврах, поэтому слушать следует народную и классическую музыку. Рассматривание репродукций картин, рассказы о традициях о обрядах способствуют лучшему пониманию музыки.
Неправильно заставлять ребёнка насильно подолгу заниматься игрой на музыкальном инструменте, неприемлемы наказания и излишняя строгость – это может вызвать отвращение к занятиям.